- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Государственное регулирование рынка труда
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003972 |
Тема: | Государственное регулирование рынка труда |
Содержание
Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» Кафедра экономической теории КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономическая теория» на тему «Государственное регулирование рынка труда» Выполнил: В.А. Паленкова, студент 1 курса очной формы обучения факультета таможенного дела группа ТС05/1602 Руководитель: Н. П. Приступ, доцент кафедры экономической теории Оценка____________________________ Подпись___________________________ « »_________________________ 2017 г. Владивосток 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретические основы рынка труда 5 1.1. Понятие и значение рынка труда для функционирования экономики ...5 1.2. Спрос и предложение в механизме рынка труда 9 1.3 Структура рынка труда 15 Глава 2. Рынок труда как объект государственного регулирования 21 2.1. Анализ основных показателей современного состояния рынка труда 21 2.2. Понятие и основные направления государственного регулирования рынка труда 27 2.3. Инструменты и методы государственного регулирования рынка труда 30 Заключение 33 Список используемых источников 36 ВВЕДЕНИЕ Рынок несёт не мало значимый характер в сфере экономической и социально-трудовой жизни общества. Рабочая сила является опорой формирования и выступает на рынке труда в качестве товара. Особенности индивидуальной рабочей силы должны учитываться государством и работодателем при построении отношений занятости в рамках рынка труда любого уровня. Механизм формирования и функционирования рынка имеет ряд своих особенностей и отличий. На формирование рынка труда влияют различные факторы: одни являются предпосылками успешного решения проблем занятости в стране, другие, провоцируют обострение этих проблем. Несмотря на формирование российского рынка труда, имеет определенные преимущества и недостатки, в нём уже сложились определенные закономерности его функционирования [3, с 35]. Роль государства необходимо в регулировании рынка труда на современном этапе. Оно тесно связано из-за негативных тенденций, происходящих на рынке, в том числе с растущей динамикой и отсутствия работы. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время современный рынок труда находится на этапе развития и характеризуется особенностями присущими каждому из этих этапов. Формирование рынка труда обуславливает новыми подходами развития сферы социально-трудовых отношений. Подходы учитывают тенденции российской экономики, характер изменения структуры занятости, увеличения безработицы, низкую мобильность рабочей силы, рост занятости. Объект исследования – современный рынок труда. Предмет исследования - государственное регулирование рынка труда. Цель работы: проанализировать государственное регулирование рынка труда. Задачами работы в связи с указанной целью являются: 1. Исследовать современный рынок труда 2. Проанализировать возможности регулирования рынка труда со стороны государства. Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе анализируются основные понятия рынка труда. Во второй главе исследуются регулирование рынка труда со стороны государства. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по проблеме курсовой работы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 1.1. Понятие и значение рынка труда для функционирования экономики Рыночная система это совокупность взаимосвязанных между собой рынков, которые охватывают разные сферы человеческой деятельности. Рынок это основа рыночной экономики, в которой вопросы: что, как и для кого производить, решаются главным образом посредством взаимодействия спроса и предложения на рынке. Составляющими рыночной системы являются: рынок товаров и рынок капитала. При этом рынки могут принимать самые различные формы, в том числе и рынок труда [13, c. 492]. Эти рынки взаимодействуют на основе цен, сформированных посредством спроса. предложения и конкуренции. Рынок труда – это специфический вид товарного рынка, содержанием которого является реализация (купля-продажа) товара особого рода – рабочей силы, или способности человека к труду [9, с. 132]. Рынок труда занимает центральное место в рыночной экономике, потому что труд является - решающим фактором производства жизни общества. Рынок труда имеет сложное строение. В нём действуют регуляторы и социальные силы. Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. Труд выступает главным источников дохода и благосостояния людей. Н основании этого выделяют две функции рынка труда: Социальная функция обеспечивает нормальный уровень доходов и благосостояния общества, воспроизводства и производства способностей работников. Экономическая функция обеспечивает рациональное распределение, регулирование и использование труда человека [15, с. 354]. Современный рынок труда - это система отношений общества, которая отражает уровень развития на данный период времени. В его состав рынка труда входят люди являющиеся рабочей силой. Своеобразие рынка оказывает влияние на мотивацию, интересы, степень трудовой активности людей и отражает состояние рынка труда. В соответствии с этим рынок труда имеет свои особенности. Первая группа отражает взаимодействие рынка труда и рынка товаров. Спрос на рабочую силу находится в прямом взаимодействии со спросом на конечную продукцию. Таким образом, высокий спрос продукции организации показывает, что будет высокий спрос на рабочие места и наоборот. Особенности второй группы отражают функции рынка труда с самой продукцией: а) неотделимость собственности на товар – рабочую силу от ее владельца; б) регламентация взаимоотношений работодателей и наемных работников; в) высокая степень индивидуализации сделок, обусловленная переходом от коллективных договоров к контрактной системе найма; г) Не денежные аспекты сделки [12, с. 237]. Третья группа рынка труда включает обмен товара, в отличие от обмана вещных товаров. Процесс отражается трёх сферах и имеет три пункта. Во-первых, кругооборот производится в сфере обращения товара. Наёмные работники заключают договор о передаче права способности к труду работодателю. В нём указываются такие пункты как, заработная плата и оклад. Это является потенциальным обменом, который представляет юридическую сделку. Во-вторых, в сфере производства происходит действительный обмен функционирующей рабочей силы за обозначенную заработную плату. В- третьих, в сфере товарного рынка происходит обмен реальной заработной платы на необходимые жизненные средства. Учреждения рынка труда многообразны, потому что их появление вызвано не только экономическими, но и разными социальными проблемами, произошедшими рынком труда. В условиях рыночной экономики рабочая сила становится товаром, отсюда следует, что она является объектом купли-продажи на рынке труда. На рынке труда главный фактор - это оплата труда. Она помогает обеспечить нормальную жизнь людям за счёт определённых благ. Из-за этого невозможно установить заработную плату. Заключительный уровень оплаты труда определяется под воздействием некоторых факторов: - возрастная и половая структура рынка труда. Большое влияние на рынок труда оказывает количество наёмных людей различных возрастных, половых групп, а также на уровень жизни населения; - характер интенсивности общественного труда; - производительность общественного труда; - уровень социально-экономического развития национальной экономики; - уровень научно-технического развития национальной экономики; - географическое, природное и климатическое размещение трудовых ресурсов [5, с 184]. В настоящее время идёт процесс формирования рынка труда. Он помогает увеличить выгодность производства, ускорить работу научно-технического прогресса, повышает степень жизни трудящихся. Рынок труда позволяет людям выбрать место работы и бизнеса, формирует жизненный обычай, обеспечивает экономическую независимость человека. Государство выступает как представитель общенациональных интересов, поручитель выполнения трудового законодательства и институт сглаживания внутренних рыночных противоречий. Также, государство выступает самостоятельным субъектом, отдельным работодателем, преследующим свои интересы на рынке труда. Обязанность государства осуществлять благоприятную ситуацию для трудящихся, обеспечить социальную помощь оставшимся временно без работы, и максимально их поддерживать и защищать. 1.2. Спрос и предложение в механизме рынка труда Спрос и предложение, наиболее часто используемые в экономической теории термины. Спрос и предложение — силы, приводящие в движение маховик рыночной экономики. Они определяют количество производимых товаров и цену, по которой продаются продукты [2, с 149]. Рынок труда помогает людям вести нормальную жизнь. Чтобы это осуществить обществу необходимо продавать свой труда за определенную заработную плату. Изменение уровня оплаты труда находится во взаимодействии спроса и предложения. Часть населения оплачивает труд наёмной рабочей силы , являющиеся работодателями. Специфический товар — труд, является совокупностью определённых интеллектуальных, духовных и физических способностей человека, которые представляют индивидуальный трудовой потенциал. Главным фактором на рынке труда является спрос, оказывающий о определённое воздействие на его функционирование. Субъектами спроса на труд являются предпринимательство и государство. Они находятся в обратной зависимости от величины заработной платы. В случае повышения заработной платы, работодатель сократит количество наёмных работников. В противоположном случае происходит уменьшение заработной платы, следовательно работодатель наймёт новую рабочую силу. Данная зависимость между величиной заработной платы и спросом на труд выражается в рис.1.1. Рис. 1.1 «Кривая спроса на труд» [23] Данный график показывает зависимость между величиной заработной платы (W) и величиной спроса на труд (L). Каждая точка на кривой DL показывает, какой будет величина спроса на труд при определенном уровне заработной платы. Отрицательный наклон кривой показывает увеличение спроса на труд при низкой заработной плате и уменьшение спроса на труд при высокой заработной плате. Факторы, определяющие спрос на труд: 1. Заработная плата. 2. Спрос на конечную продукцию. 3. Взаимозаменяемость факторов производства. 4. Уровень квалификации работников. 5. Предельная доходность труда. Спрос на рынке труда формируется следующими факторами: -структуры общественного производства; -уровня развитияи масштабовструктуры общественного производства; -доминирующих форм общественного производства; -объемов общественного производства; -уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики; -темпов роста и развития национальной экономики [23]. Предложение на рынке труда является совокупным предложением ресурсов труда работников при возможных ценах на труд. Субъектом предложения труда выступает сельское хозяйство. Оно находятся в прямой зависимости от величины заработной платы. При увеличении заработной платы рабочей силы, предложение труда будет увеличено и наоборот Данную зависимость иллюстрирует (рис.1.2). Рис.1.2 «Кривая предложения труда» [23] График показывает зависимость между величиной заработной платы (W) и величиной предложения труда (L). Каждая точка на кривой предложения труда (SL) иллюстрирует, какой будет величина предложения труда при определенном уровне заработной платы. Факторы, определяющие предложение труда: 1. Величина реальной заработной платы. 2. Стратегия нанимаемого. 3. Время. Человек находится под воздействием двух эффектов. Эффект замещения означает вытеснение свободного времени временем труда [23]. Эффект дохода проявляется в падении предложения труда с ростом заработной платы представлено в рис.1.3. Рис.1.3 «Кривая предложения труда под действием эффектов замещения и дохода» [23] На графике представлена кривая предложения, которая отличается своей фигурой. В самом начале кривая предложения имеет положительный наклон и движется от оси ординат. Когда заработная плата растет, увеличивается и предложение. Каждый час отработанного времени ценится больше при возросшей заработной плате. Час свободного времени работником воспринимается как упущенная выгода. Следовательно, свободное время замещается рабочим временем. Данный эффект замещения на графике проявляется на кривой SL до точки M. Заработная плата, достигая своего возможного максимума в точке M, приводит к сокращению предложения труда. Это произошло под воздействием эффекта дохода. Формирование предложения на рынке труда происходит под влиянием таких факторов: -средний уровень оплаты труда; -количество населения и демографической ситуации; -профессиональная структура рынка труда, она заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий; -мобильность населения; -этнические, религиозные, культурные и психологические особенности населения [23]. Максимальное удовлетворение спроса и предложения осуществляется путём выполнения рынком труда таких функций: Социальная функция обеспечивает нормальный уровень доходов и благосостояния людей и воспроизводства производительных способностей работников. Экономическая функция рынка труда заключается в подходящем включении, размещении, использовании и регулировании труда. Размещающая функция включает размещение рабочей силы исходя их спроса. Организация и функционирование рынка труда должны служить определённому размещению рабочей силы по отдельным предприятиям. Селективная функция обеспечивает выбор рабочей силы исходя из спроса и предложения и профессионально-квалификационных её характеристик, проявляется в микроэкономике. Стимулирующая функция, отражает конкуренцию между его участниками, повышение заинтересованности в высокоэффективном труде и квалификации перемены профессии [16, с. 35]. 1.3. Структура рынка труда Социально-трудовые отношения выступают как государственно-рыночные так как государство через установление минимального размера заработной платы, продолжительности рабочего дня, величины пособия по безработице, влияет на спрос и предложение рабочей силы. В результате законодательной деятельности органов власти и управления в области занятости достигаются интересы работодателей, трудящихся и государства. Рассмотрим структуру рынка труда. Она предоставляет собой функционально - организационную структуру. В неё входят элементы, включенные в условия развитой рыночной экономики, такие как: -принципы государственной политики в области занятости и безработицы; - система подготовки кадров; -система найма, контрактную систему; -фонд поддержки безработных; -система переподготовки и переквалификации; -биржа труда; -правовое регулирование занятости. На рынке труда встречаются продавец и покупатель. Продавцами являются работники, которые предлагают свою рабочую силу. Покупатели - это трудовые коллективы, отдельные предприниматели, которые самостоятельно решают, что им требуется. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Также в рыночной системе происходит равновесие между спросом и предложением рабочей силы, которое не может быть достигнуто из-за бесчисленного числа сделок и отношений, так и из-за внутренних принципов и свойств организации рыночной системы. На рынке труда происходит отбор более квалифицированных работников. Он стимулирует высококвалифицированный труд и способствует созданию взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом. Поэтому такое несоответствие в условиях рыночной экономики является безработица [19,с. 80]. Безработица представляет собой сложное многоаспектное явление. По определению Международной Организации Труда (МОТ), безработным является человек, который не работает, способен работать (готов приступить к работе) и активно ищет работу в течение последних четырёх недель [20, с. 98]. В экономике выделяют три основных направления, которые объясняют явление безработицы: во-первых, избыточно высокая заработная плата, установленная выше равновесного уровня в результате удовлетворения требований профсоюзов. Во-вторых, недостаточный эффективный спрос, причиной которого, по мнению Дж. Кейнса, является вынужденная безработица. Безработица характеризуется следующими основными показателями: уровнем безработицы, который является важнейшей составляющей не только рынка труда, но и экономики в целом, а также продолжительностью и количеством безработных на одно вакантное место [21, с. 420]. В экономике выделяют две формы безработицы: естественную и вынужденную. Естественная безработица – это нормальное состояние рынка труда. Она также делится на три вида безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Фрикционная безработица отражает непостоянность кадров, связанную с переменой рабочих мест, сменой места жительства, получением образования, выходом из декретного отпуска, и переходом с низкооплачиваемой на более высокооплачиваемую работу. Её результатом является повышение благосостояния граждан и более рациональное распределение трудовых ресурсов. [9, с. 180] Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и долговременный характер. Она возникает из-за несоответствия спроса и предложения на рабочую силу, в результате происходит обесценение уровня квалификации некоторых категорий рабочей силы. Циклическая безработица возникает в связи со спадом производства во время промышленного кризиса. Это вызывает снижение занятости и рост безработицы. Вынужденная безработица – это вторая форма безработицы, когда ее уровень превышает естественный уровень. Главной причиной ее является конкуренция, в результате которой фирмы становятся банкротами, а рабочие пополняют ряды безработных [15, С.502]. Она делится на технологическую, скрытую и сезонную безработицу. Технологическая безработица обусловлена изменением спроса на рабочую силу под влиянием научно-технического прогресса (НТП). В результате после внедрения новой техники и технологии рабочие становятся технологически лишними. Скрытая безработица содержит занятых в течение неполной рабочей недели или части рабочего дня, также лиц, формально занятых, когда работник лишь числится в штате. В эту категорию входят и работники, находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в объёме производства определенных отраслей. К ней относятся сельское хозяйство, строительство, промыслы, сфера услуг. Она возникает в определенное время года. Безработица бывает долгосрочной и краткосрочной. К долгосрочной безработице относятся циклическая, структурная и технологическая безработица. К краткосрочной – сезонная, фрикционная и скрытая. Также выделяют вынужденную, фиктивную, добровольную и застойную безработицу. В вынужденной безработице трудоспособный человек желающий работать, не может получить работу на рынке труда. В фиктивной безработице человек наоборот не желает работать по каким-либо причинам. Добровольная безработица вызвана нежеланием работать у некоторых категорий людей, например, у ряда лиц, принадлежащих к маргинальным слоям общества, или у домохозяек в определенных условиях. Застойная безработица включает людей, которые длительное время не могут трудоустроиться. Причина застойной формы безработицы состоит в ненужности некоторых профессий [9, c. 181]. Безработица приводит к серьезным экономическим и социальным последствиям. Одним из главных негативных проявлений последствий безработицы является нерабочее состояние трудоспособных граждан и соответственно, сокращение экономического потенциала. Безработицу невозможно оценить однозначно. С одной стороны, безработица имеет негативное значение. Её результат – и непроизводственный продукт в масштабах общества, и потеря регулярно получаемого дохода для многих людей. С другой стороны, безработица – важнейшее и непременное условие нормального и бесперебойного функционирования экономики в любом обществе [4, с. 370]. Далее остановимся на вопросе такого элемента рынка труда, как занятость. Занятость - это деятельность трудоспособного населения, связанная с удовлетворением его личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая ему заработок [17, с. 59]. Занятость - важнейшая часть экономического элемента хозяйствования, сложная по содержанию и структуре экономическая категория. Занятыми считаются граждане, работающие не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам. ГЛАВА 2. РЫНОК ТРУДА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2.1. Анализ основных показателей современного состояния рынка труда Одна из главных проблем в настоящее время перед Российской Федерацией стало повышение социально - экономической стабильности, поиск ресурсов и факторов ускорения развития экономики. В этом процессе должны быть задействованы все сферы и сектора. До сегодняшнего дня экономика РФ характеризовалась темпом роста, который сопровождался увеличением количества трудовых ресурсов и повышением занятости во всех видах экономической деятельности. В таблице 1 можно увидеть, что в марте 2017 г. численность рабочей силы по итогам обследования составила 76,0 млн. человек. В этом числе 71,9 млн. человек были заняты в экономике и 4,1 млн. безработных. В возрасте 15 лет и старше уровень занятости населения был в размере 59,2%, а уровень безработицы - 5,4%. В государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 0,9 млн. человек. Таблица 1 «Динамика численности рабочей силы в возрасте 15-72 лет» [25] Рабочая сила В том числе Уровень Безработные, Уровень млн. в % к Занятые безработные безрабо- зарегистрированные зареги- человек соответ-ствующе-му периоду пре-дыдуще- млн. человек в % к соответ-ствующе-му пери- оду пре- млн. человек в % к соответ-ствующе-му пери- оду пре- тицы, % в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец месяца) стриро-ванной безрабо- тицы (на конец го года дыдуще-го года дыдуще-го года млн. человек в % к соответ-ствующе-му пери-оду пре-дыдуще-го года месяца), % 2016г. Январь 75,8 99,8 71,3 99,4 4,4 106,2 5,8 1,0 110,1 1,3 Февраль 75,9 100,2 71,5 100,2 4,4 100,4 5,8 1,1 108,0 1,4 Март 76,1 100,0 71,6 99,9 4,6 101,4 6,0 1,1 106,0 1,4 I квартал (в среднем за месяц) 76,0 100,0 71,5 99,8 4,5 102,6 5,9 1,0 108,0 1,4 2017г. Январь 75,9 100,2 71,6 100,4 4,3 96,8 5,6 0,9 88,2 1,2 Февраль 75,5 99,4 71,3 99,6 4,2 95,4 5,6 0,9 86,7 1,2 Март 75,9 99,7 71,8 100,3 4,1 90,0 5,4 0,9 85,8 1,2 I квартал (в среднем за месяц) 75,8 99,7 71,5 100,1 4,2 94,0 5,6 0,9 86,9 1,2 Во вторую неделю марта 2017 г. по исследованиям которые представлены в таблице 2, рабочей силы, было выявлено, что уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет составил 65,1%. Таблица 2 «Динамика уровня занятости населения в возрасте 15-72 лет» (в процентах) [25] Уровень занятости Удельный вес женщин всего мужчины женщины город село в численности занятого населения 2016г. Январь 64,7 70,6 59,5 66,6 59,1 48,6 Февраль 64,9 70,5 59,9 66,7 59,3 48,7 Март 64,9 70,5 59,9 66,7 59,6 48,8 2017г. Январь 65,0 70,9 59,8 67,3 58,0 48,6 Февраль 64,7 70,8 59,2 66,9 58,1 48,4 Март 65,1 70,9 60,0 67,1 59,4 48,7 Численность занятого в экономике в феврале 2017 г. составило 32,2 млн. человек. 45,2% составляли без учёта совместителей работники организаций. Они не относились к малому предпринимательству. Для работы на предприятии привлекалось 1,3 млн. человек в соответствии с договорами. Рабочие места которые сократились по спискам, совместители и лица, выполняющие работы по договорам на предприятиях в феврале 2017 г. являлось 33,5 млн. человек это составило меньше, чем в феврале 2016 г. на 498 тыс. человек, то есть на 1,5%. В настоящее время решение проблем на рынке невозможно без анализирования социально-экономического явления как безработица. Из рис.1.2. видно, что безработица в марте 2017 г., по итогам обследования рабочей силы, составило 4,1 млн. человек, которые классифицировались как безработные в соответствии с методологией Международной Организации Труда. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных зарегистрировано 0,9 млн.человек, в том числе 0,8 млн.человек получали пособие по безработице. Уровень безработицы в марте 2017г. составил 5,4%. Р Р Рис. 1.2. «Уровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет по методологии Международной Организации Труда» [25] Средний возраст безработных в возрасте 15-72 лет в марте 2017 г. составил 36,8 года. Молодёжь до 25 лет составляет среди безработных 18,7%, лица в возрасте 50-72 лет - 21,0%. Из таблицы 3 видно, что средняя продолжительность поиска работы безработными в марте 2017 г. у женщин и у мужчин составила 8,1 месяца. Таблица 3. «Динамика численности безработных в возрасте 15-72 лет по продолжительности поиска работы» [25] Общая Из них ищут работу, в % к общей численности безработных Среднее численность безработных, тыс. человек менее 1 месяца от 1 до 3 месяцев от 3 до 6 месяцев от 6 до 9 месяцев от 9 до 12 месяцев 12 месяцев и более время поиска работы, месяцев 2016г. Январь 4428 9,3 21,7 21,0 11,3 8,4 28,2 7,4 Февраль 4429 8,2 21,3 20,7 11,2 9,6 29,1 7,6 Март 4567 7,9 21,1 17,8 12,5 11,7 29,1 7,8 2017г. Январь 4288 9,1 19,9 19,6 10,3 9,6 31,5 7,8 Февраль 4226 9,7 21,0 18,4 10,3 9,7 30,9 7,7 Март 4109 9,5 18,7 16,3 11,6 11,5 32,5 8,1 Как видно, безработица в большой степени оказалась застойной. Из 1,5 млн. безработных сельских жителей 36,9% находились в ситуации застойной безработицы, они искали работу 12 месяцев и более, из 2,6 млн. безработных городских жителей - 30,0%. По данным таблицы 3 проведенного исследования, в марте 2017г. 30,7% безработные, которые использовали способы в поиске работы. Обращались в государственные учреждения службы занятости населения, 72,2% безработных, которые обращались к друзьям, родственникам и знакомым. Численность населения к концу марта 2017 г. представленная в таблице 4 в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учёте 1,1 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 0,9 млн. человек имели статус безработного, в том числе 0,8 млн. человек получали пособие по безработице. Таблица 4. «Динамика численности не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учёте в государственных учреждениях службы занятости населения» (по данным Федеральной службы по труду и занятости на конец месяца) [25] Численность Из них зарегистрированные безработных не занятых трудовой тыс. в % к деятельностьюграждан, тыс. человек человек соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду 2016г. Январь 1217 1017 110,1 101,6 Февраль 1270 1070 108,0 105,2 Март 1267 1062 106,0 99,3 Год (в среднем за месяц) 1135 956 98,8 2017г. Январь 1077 897 88,2 100,3 Февраль 1102 927 86,7 103,4 Март 1083 911 85,8 98,3 Из рис. 2.2. видно, что в марте 2017г. получили статус безработного 159,4 тыс. человек, трудоустроено за месяц 81,9 тыс. человек. Размеры трудоустройства безработных были на 2,2 тыс. человек, или на 2,6% меньше, чем в марте 2016 года. Рис. 2.2. «Движение численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения» [25] 2.2. Понятие и основные направления государственного регулирования рынка труда На функционирование рынка труда особое влияние оказывает государство, так как забота государства в рыночной экономике не в обеспечении рабочим местом каждого трудоспособного человека. В каждом случае существует естественный уровень безработицы. Главная цель государственного регулирования рынка труда обеспечить безработных рабочими местами Но также и имеет такие цели как: -обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы, определяемого размерами её фрикционной и структурной форм; -создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций [8, с 140]. Государство вступает в экономические процессы разными подходами и средствами и направлено на получение рациональных результатов, на поддержание рыночного хозяйства это соотношение спроса на труд и его предложения. Если завышен спрос на труд, то неизбежным становится рост уровня заработной платы, что подрывает конкурентоспособность национальной экономики. Государство проводит политику двух типов : пассивную и активную. Пассивная политика ограничивает регистрацию лиц, которые ищут работу, организовывает систему его предоставления, осуществляет не денежные формы поддержки безработных и членов семей. Такая политика проводится на сегодняшний день в России. Цель активной политики государства на рынке труда заключается в потребности трудового населения в условиях рыночной экономики, каждый человек, мог найти рабочее место, которое соответствует его запросам и имеет возможность повысить свою конкурентоспособность в борьбе за место на бирже Социальная поддержка безработных, развитие гибкого рынка труда путём его правового обеспечения и трудоустройства подготовка и переподготовка кадров всё это является направлениями государственного регулирования. Государственного регулирования рынка труда делится на четыре пункта: -программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; -программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; -программы содействия найму рабочей силы; -правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, выделяет средства на пособия по безработице [22, с.14]. Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Национальный рынок труда разделён и относится ко всем его состояниям – региональному, профессиональному, квалификационному, отраслевому, демографическому. Причины коренятся в несовершенстве законодательства, которое, несмотря на свою «разветвленность», не образует целостной системы [17, с. 39]. 2.3. Инструменты и методы государственного регулирования рынка труда Механизм регулирования рынка труда содержит методы и инструменты. Рассмотрим классификацию основных методы регулирования рынка труда. Административный методы является частью хозяйственной деятельности. Он основан на власти государства и содержит меры запрета, разрешения. Он содержит: регулирование демографических и миграционных процессов; лицензирование деятельности предприятий и организаций; создание рабочих мест [24, с.189]. Экономический метод развивает стимулы для участников рынка труда и корректирует их поведение для достижения занятости. Государственное регулирование производится за счёт таких инструментов: -налогообложение фонда оплаты труда; -предоставление налоговых льгот предприятиям, создающим и сохраняющим рабочие места; -правительственные расходы на финансирование мероприятий в области содействия занятости; -государственные инвестиции; -государственные заказы предприятиям; -субсидирование занятости; -дотации, субвенции и субсидии субъектам Федерации оказывают непосредственное влияние на вектор развития рынка труда. Инструменты носят как прямой, так и косвенный характер. Воздействуя на рынок труда, и также оказывают влияние на товарные, финансовые рынки.[14]. Регулирование государства влияет на формирования рыночной среды. Он характеризуется многочисленным несоответствием, наличием административных, правовых и экономических ограничений, которые порождают свободную продажу рабочей силы по выгодной для работников цене. По форме воздействия различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямые методы содержат субсидии государства и занятость на предприятиях организационно-правовых форм. Они предоставляют разные льготы, также налоговые, то есть таким предприятиям, которые сотрудничают со службами государства занятости. Также берут людей на работу после обучения на какую-то профессию. Косвенные методы содержат меры регулирования демографической ситуации, увеличения государственных закупок, уменьшения налогов, ускорения амортизации. Стимулируют активность во время, когда экономика находится на спаде развития. Средства государственного бюджета, внебюджетные средства, средства коммерческих организаций являются источниками финансирования государственного регулирования. Методы и меры государственного регулирования рынка труда разделяются по разным признакам: а) по объекту воздействия; б) по направленности воздействия; в) по форме воздействия; г) по характеру воздействия на рынок труда; д) по содержанию регулирующих мер; е) по уровню управленческого воздействия; ё) по источникам финансирования; ж) по продолжительности воздействия [24, с.175]. Объектами воздействия в регулировании труда выступают население, отдельные группы наёмных работников, предприниматели. Выделяют меры специальные ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: